Росавтодор: по новым ГОСТам создаются и используются свыше 2/3 всех асфальтобетонных смесей
8‒9 февраля в Санкт-Петербурге состоялась V юбилейная международная конференция «Асфальтобетон 2024». Своим практическим опытом поделились представители крупнейших дорожно-строительных организаций и органов исполнительной власти субъектов РФ, разработчики новых технологий, материалов и оборудования.
С приветственным словом к участникам обратился заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников. В первую очередь он поблагодарил организаторов мероприятия – Ассоциацию «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и ООО «АСТЕХ Индастриз» – за возможность получить актуальный информационный срез по данной тематике, а также отметил внимание, которое уделяет государство развитию инфраструктурных объектов.
«В 2023 году совместными усилиями мы добились высоких показателей по строительству и реконструкции автомобильных дорог. Работы были завершены на 26 федеральных объектах Росавтодора – это более 233 км, что превышает план почти на 8 км. Впереди у нас большой фронт работы. Правительством РФ был утвержден перечень мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в 2024–2028 годах, в котором предусмотрена реализация 380 проектов. Отмечу, что в предыдущей версии плана, утвержденного в 2022 году, насчитывалось более 250 мероприятий. Общий объем финансирования составит более 14 трлн рублей, из них на строительство и реконструкцию федеральных дорог будет направлено 1,2 трлн рублей», – рассказал спикер.
Все эти планы невозможно осуществить без мощной технологической базы. В фокусе внимания Росавтодора – вопросы, в том числе связанные с асфальтобетоном и его компонентами, ведь модификация асфальтобетонных смесей в зависимости от потребностей ‒ один из действенных способов сделать автомобильные дороги прочнее и надежнее. От качества дорожного покрытия зависит безопасность движения, комфорт перевозки пассажиров и эффективность работы автотранспорта.
С подробным докладом о перспективных направлениях исследований в области асфальтобетонов и используемых Федеральным дорожным агентством инструментах при создании документов выступил начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец. Он отметил, что на текущий момент дорожное хозяйство обладает одним из самых современных фондов технических документов, соответствующим лучшим мировым практикам.
По его словам, залогом проработанного и сбалансированного стандарта является, прежде всего, коллективная работа. Так, над исследованиями Росавтодора работают Российская академия наук, широкий круг научных и дорожно-строительных организаций, вузов. По проработанным таким образом стандартам в России сейчас проектируют, строят и содержат автомобильные дороги.
«Немаловажным инструментом, который мы используем при разработке документа, является так называемый «цикл взросления». Когда документ проходит эволюционный путь от стандарта организации до национального стандарта, на каждом этапе вбирая в себя накопленный опыт. Причем на каждом этапе «взросления» документа включение той или иной нормы в стандарт подкрепляется достаточно весомыми аргументами», – добавил Сергей Гошовец.
Например, при разработке метода измерения сцепления слоев между асфальтобетонными слоями (ГОСТ Р 70880-2023) в лаборатории проведено порядка 100 испытаний. Затем проведена проверка метода в реальных условиях на строящихся участках. В результате установлено, что напряжение сдвига на кернах, отобранных с реальных объектов, хорошо коррелируются с данными, полученными на образцах, приготовленных в лабораторных условиях.
В настоящее время Росавтодор проводит комплексное исследование, направленное на пересмотр методики расчета нежестких дорожных одежд. Создаются станции мониторинга напряженно-деформированного состояния дорожной одежды, ведется целый ряд исследований, направленных на диверсификацию использующихся в дорожном строительстве материалов, внедряются современные материалы, обладающие повышенными потребительскими свойствами. Кроме того, специалисты развивают теорию расчета конструкций с целью внедрения эффективных конструкций и более рационального использования материалов.
В завершение своего доклада Сергей Гошовец отметил, что по результатам мониторинга все технологии, которые сегодня применяются в массовом производстве, доказывают свою эффективность, а по новым ГОСТам создаются и используются свыше 2/3 всех асфальтобетонных смесей.