Росавтодор: системный подход к весогабаритному контролю – залог сохранности и безопасности автомобильных дорог
Федеральное дорожное агентство совместно с профильными ведомствами продолжает реализацию программы по восстановлению существующих и введению новых автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Эта комплексная работа направлена на обеспечение сохранности и безопасности автомобильных дорог.
К концу 2030 года на федеральной дорожной сети будут функционировать 417 пунктов, из них 371 ‒ на трассах Росавтодора. Ключевая задача – объединить все пункты в единую федеральную государственную информационную автоматизированную систему весогабаритного контроля транспортных средств (АСВГК).
Минтрансом России подготовлены изменения в федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…». Данной редакцией законопроекта как раз вводится само понятие АСВГК. Планируется, что система будет формировать акты результатов измерений весовых и габаритных параметров со всех автоматических пунктов страны и станет общим центром сбора, обработки, анализа и хранения информации, в том числе поступающей со стационарных и передвижных пунктов.
Также в ходе создания системы весогабаритного контроля будет решена проблема неотвратимости наказания в случае массового сокрытия государственных регистрационных знаков – сейчас это более 80 % нераспознанных нарушителей.
В АСВГК будут формироваться все акты измерений весогабаритных параметров – как на автоматических, так и на передвижных и стационарных пунктах. К подключенным точкам предъявляются единые требования подключения и защиты информации. Часть функций системы должна быть реализована к сентябрю 2024 года, но основное подключение всех пунктов к АСВГК начнется с 1 марта 2025 года.
«Большинство пунктов весогабаритного контроля на подведомственной дорожной сети Росавтодора построены еще до 2020 года. В этом году ведомством разработана программа, которая предусматривает до 2025-го включительно восстановить работу всех имеющихся пунктов, а именно – 60 АПВГК. На сегодняшний день у нас уже администрируются 12 из них. Также планируется ввод 311 новых пунктов. При выборе места для размещения мы руководствуемся основными точками транспортного спроса, где наблюдается наиболее интенсивный поток грузового транспорта. К сожалению, многие перевозчики при попытке снизить издержки при перевозке неделимых грузов превышают допустимые параметры по габаритам, нагрузке на ось и общей массе транспортного средства. Всё это наносит огромный вред автомобильным дорогам ‒ речь идет о миллиардах рублей даже в пределах отдельно взятого субъекта РФ», – прокомментировал заместитель начальника Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Роман Беккер.
Кроме того, для повышения эффективности общих мер по сохранению в нормативном состоянии федеральных автомобильных дорог Росавтодором разработан проект программы устройства новых автоматических пунктов именно в рамках работ по капитальному ремонту, строительству и реконструкции.
К примеру, подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Россия» на км 577+709 (лево) и км 580+137 (право) федеральной трассы М-10 «Россия» запустило современный автоматизированный пост весогабаритного контроля отечественной разработки.
Данная работа проводилась в рамках капитального ремонта участка с 570-го по 585-й км. На отрезке было выполнено восстановление слоев дорожной одежды, основания, досыпка обочин и земляного полотна, а также переустройство существующих коммуникаций (тепловых и электрических сетей, сетей связи). Дорожники отремонтировали водопропускные трубы, восстановили ливневую канализацию, водоотводные сооружения, устроили очистные сооружения. Работы по обустройству участка включали также восстановление металлического барьерного и устройство монолитного парапетного ограждения, дорожных знаков и разметки, монтаж Г- и П-образных опор, комплекс работ по ремонту автобусных остановок и монтажу автопавильонов, ремонт пешеходных дорожек с покрытием из асфальтобетона, а также восстановление пешеходного ограждения.
«В целях сохранности автомобильной дороги и обеспечения безопасности дорожного движения мы запустили этот современный автоматизированный пункт. Локация для АПВГК выбрана неслучайно – на этом участке трассы М-10 «Россия» большой трафик. К тому же объехать пункт контроля нарушителям будет довольно сложно, нами специально организовано сбоку барьерное ограждение. Этот пункт предназначен для круглосуточного и оперативного измерения всех весовых и габаритных параметров транспортных средств. Он оснащен целым комплексом измерительных датчиков, которые позволяют, например, производить измерения осевых нагрузок, а также вести фиксацию и распознавание государственных регистрационных знаков. Аналогичные пункты также будут устанавливаться в рамках капремонта перспективных объектов. В частности, планируется это сделать на трассах Р-56 Великий Новгород – Сольцы – Порхов – Псков и А-122 автомобильная дорога А-114 – Устюжна – Крестцы – Яжелбицы – Великие Луки – Невель», – акцентировал внимание заместитель начальника ФКУ Упрдор «Россия» Антон Летов.
Установленный пункт весогабаритного контроля на трассе М-10 «Россия» уже показал себя как эффективный сдерживающий фактор для нарушителей. Так, по данным ФКУ «Росдормониторинг»*, в октябре 2023-го нарушений по весовым параметрам на данном участке стало в три раза меньше по сравнению с началом года.
Ранее техническое оснащение пунктов весогабаритного контроля позволяло проводить проверку только незначительного количества транспортных средств и только при остановке потенциального нарушителя. Сейчас все измерения производятся без остановки транспортных средств в диапазоне скоростей движения от 1 до 140 км/ч, что является отличительной особенностью системы фиксировать нарушения на низких скоростях движения. Это в свою очередь исключает попытки водителей уклониться от ответственности при проезде АПВГК.
«Методика установки следующая. Делается небольшая штраба в асфальте размером 80 на 80 мм, вклеиваются датчики, которые охватывают полосу движения шириной от 3,75 до 4,2 м. Далее, чтобы датчики никак не выступали за поверхность дорожного полотна, проводится шлифовка с помощью алмазных дисков. Сами считывающие устройства крайне прочные, хоть и миниатюрные – шириной не более 60 мм. При проезде грузового транспорта за считанные миллисекунды измеряется поле давления шины на асфальт. И затем эти данные после автоматических расчетов позволяют узнать полную массу транспортного средства. Погрешность данных составляет менее 10 %, что укладывается в разрешенные приказом Минтранса России и постановлением Правительства РФ параметры. В любом случае погрешность отдается в пользу водителя транспортного средства. Ведь основный смысл системы – не оштрафовать, а дисциплинировать. И конечно, добиться увеличения срока службы российских автомобильных дорог», – подытожил генеральный директор АО ВИК «Тензо-М»** Михаил Сенянский.
На пунктах весогабаритного контроля установлено табло обратной связи для информирования водителя о нарушениях. Во время проверки система отправляет всю необходимую информацию в защищенную базу данных ФКУ «Росдормониторинг». Там дополнительно уточняются показатели превышения, а также изучается факт наличия специального разрешения. В случае его отсутствия информация о нарушителе направляется в Ространснадзор, где и происходит вынесение постановлений о привлечении к административной ответственности.
Важно, что система штрафов направлена на предотвращение нарушений, соблюдение весогабаритных параметров и сохранение дорог. Вместе с тем взимаемые с перевозчиков штрафы поступают в федеральный дорожный фонд, откуда идет финансирование на проведение различных дорожных работ.
Планируется, что в единую систему будут включены АПВГК, расположенные не только на федеральных, но и на региональных дорогах.
«Приведение дорог в нормативное состояние – ключевая задача в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В минувшем году мы преодолели знаковый рубеж в 50 % региональных дорог в нормативе. Сделали это на два года раньше запланированного срока. Хороший результат, однако крайне важным остается вопрос сохранности существующей дорожной сети. Необходимо минимизировать те негативные нагрузки, которые оказываются транспортными средствами, следующими с перегрузом. И эта задача наиболее эффективно может реализовываться с помощь грамотно организованной системы весогабаритного контроля. На сегодняшний день на региональной сети введены 386 АПВГК. Этот показатель также является «паспортным» для нацпроекта «Безопасные качественные дороги». К концу 2030 года в 81 субъекте РФ должны работать уже 598 автоматических пунктов контроля на региональных и местных автомобильных дорогах», – отметил председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.
При этом в настоящий момент активно ведется параллельная работа по организации своевременного и наиболее полного информирования пользователей дорог о зафиксированных превышениях их транспортных средств через личный кабинет.
* ФКУ «Росдормониторинг» – подведомственное Федеральному дорожному агентству казенное учреждение, в ведении которого находятся система весогабаритного контроля на автомобильных дорогах федерального значения и общероссийская информационная система выдачи специальных разрешений на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Учреждение обеспечивает выдачу указанных специальных разрешений, а также ответы на запросы соответствующих систем весогабаритного контроля о наличии либо отсутствии разрешения. ФКУ также проводится работа по выявлению крупногабаритного и тяжеловесного транспорта на автомобильных дорогах федерального значения для последующей передачи в контрольно-надзорные органы.
** Компания «Тензо-М» – один из ведущих российских разработчиков и производителей промышленного весоизмерительного оборудования. Выпускаемая продукция сертифицирована Росстандартом и внесена в Государственный Реестр средств измерений Российской Федерации. Одним из главных видов продукции являются комплексы автоматического весогабаритного контроля для автомобильных дорог.