Росавтодор: акцент на максимальный уровень транспортного комфорта и безопасности
Минувший год стал во всех отношениях прорывным для дорожного хозяйства. В субъектах РФ активно модернизировали федеральные трассы, реализовывали масштабные инфраструктурные проекты, которые стимулируют развитие экономики и кардинально улучшают качество жизни во всех регионах страны.
«Акцент на социально значимые изменения для пользователей дорог во всех без исключения субъектах РФ – именно такую задачу поставило перед нами руководство страны. Сегодня жители регионов рассматривают дорогу как комплексный продукт, который должен отвечать самым высоким требованиям качества. При этом удовлетворенность наших пользователей складывается не только из качества дорожного полотна, а из целого перечня различных факторов. Это и доступность сопутствующих услуг, и безопасность, и даже эстетическая составляющая. Основная цель нашей текущей работы – создание комфортных условий для жизни населения и развития бизнеса. И сейчас, в условиях сложившейся экономической ситуации, беспрецедентного внешнего давления, это особенно важно», – отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Уже более полугода в Калужской области автомобилисты добираются до популярных туристических локаций по обновленной трассе А-130 Москва – Малоярославец – Рославль – граница с Республикой Беларусь. В декабре 2022 года после капитального ремонта был введен в эксплуатацию 27-километровый участок, ведущий к военно-историческому музею «Зайцева гора». Он входит в Калужский объединенный музей-заповедник, который ежегодно посещают тысячи людей.
Туристы с удовольствием отмечают, что весь маршрут теперь стал намного более комфортным и безопасным, причём и в вечерние часы, поскольку была полностью обновлена система электроосвещения. Кроме того, для удобства автолюбителей на 257-м км у деревни Долгое устроена площадка отдыха. А специально для тех, кто активно пользуется общественным транспортом, в населенных пунктах специалисты полностью отремонтировали пешеходные дорожки и переустроили восемь автобусных остановок.
В Хакасии кратно увеличилась пропускная способность реконструированного участка трассы Р-257 «Енисей» с 389-го по 397-й км на подъезде к Абакану. Дорога является единственной транспортной артерией, по которой доставляются важные грузы из различных регионов Западной и Восточной Сибири. Ее значение возрастает ещё и потому, что на территории соседней Республики Тыва отсутствуют железнодорожные пути, и все грузы доставляются туда автомобильным транспортом с железнодорожной станции Абакан.
До начала проведения работ движение автомобильного транспорта осуществлялось по двум полосам, при этом интенсивность составляла почти 11 тыс. автомобилей в сутки, что превышало пропускную способность участка. Кроме того, в период с 2015 по 2021 год на этом отрезке произошло 40 дорожно-транспортных происшествий. Основная причина – выезд на полосу встречного движения, что зафиксировано более чем в 60 % случаев.
В ходе реконструкции специалисты расширили проезжую часть с двух до четырёх полос, перевели транспортные потоки региональной и федеральной дорог в разные уровни, построили два кольцевых пересечения и путепровод. Благодаря проведенным работам, по результатам 2022 года и шести месяцев 2023-го, ДТП на участке не зафиксированы, а пропускная способность увеличилась в два раза ‒ до 20 тыс. автомобилей в сутки для легкового транспорта.
Ранее жители прилегающих к дороге домов неоднократно жаловались на постоянный шум. С учётом этой проблемы было принято решение в ходе реконструкции смонтировать 4 км шумозащитных экранов, что значительно уменьшило шумовое воздействие.
Модернизировали и одну из самых загруженных трасс нашей страны – М-5 «Урал». 8 сентября 2022 года Президент РФ Владимир Путин открыл движение по капитально отремонтированному участку км 79 – км 121 в Челябинской области, который связывает крупнейшие уральские города – Екатеринбург и Челябинск.
Расширение трассы ждали и местные жители, и туристы, и представители бизнеса, ведь М-5 «Урал» является ключевой транспортной артерией. Грузовой транспорт из ХМАО и ЯНАО, Башкортостана, Беларуси, Казахстана и Китая перевозит по данному участку трассы ежегодно миллионы тонн груза: строительные материалы и производственное, энергетическое, подъемно-транспортное оборудование, каучук, кальцинированную соду, смолы, продукты глубокой нефтепереработки, спецтехнику. Десятки тысяч автомобилей регулярно доставляют жителей Свердловской области на знаменитые южноуральские озера и горнолыжные курорты, а соседней, Челябинской, – в вузы и на предприятия Екатеринбурга.
До капитального ремонта, начатого в 2020 году, фактическая интенсивность движения по данному участку М-5 «Урал» составляла около 5 тыс. автомобилей в сутки, а по состоянию на 2023 год это количество увеличилось почти в четыре раза и составило около 19 тыс. автомобилей.
«Небо и земля, что тут было! Я помню ещё бетонку, потом – двухполоску. Сейчас и едешь быстро, и везешь с удовольствием. Постоянно ездим из Екатеринбурга в Миасс с грузами, уже привыкли, что с комфортом», – делится дальнобойщик Алексей.
«Такую дорогу сделали, такие переходы! Остановки и от дождя, и от ветра защитят, спасибо огромное», – добавляет местная жительница Зинаида.
Улучшения отмечают и крупные транспортные компании. «Движение по этому участку дороги стало комфортнее и безопаснее благодаря улучшению транспортной инфраструктуры. Увеличение количества полос и оборудование трассы удобными съездами устранили скопление грузового транспорта, а установка хорошего освещения и дождевой канализации повысили безопасность движения», – сообщил руководитель по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Евгений Уткин.
В Оренбургской области на подъезде к региональному центру также были расширены два участка трассы М-5 «Урал». Отрезки с 400-го по 407-й и с 407-го по 413-й км входят в состав международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Как отмечают эксперты, раньше дорога с трудом справлялась с трафиком, при этом после капитального ремонта её пропуская способность существенно увеличилась. До проведения работ среднесуточная интенсивность составляла около 4,7 тыс. автомобилей, теперь – более 7,1 тыс.
В Татарстане в минувшем году был реконструирован участок трассы Р-239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан на подъезде к международному аэропорту «Казань» им. Габдуллы Тукая. Интенсивность движения по расширенной до четырех полос дороге увеличилась на 20 %. До проведения работ по участку проезжали в среднем 16 тыс. автомобилей в сутки, после – более 20 тыс.
«Идеальная дорога в аэропорт. Широкая, безопасная, позволяет набирать максимальную разрешенную скорость. Заявки диспетчера в направлении аэропорта беру с удовольствием», – рассказывает водитель такси Ильшат Хисамов.
Значительно повысился и уровень безопасности. Для ликвидации пересечений специалисты построили отнесенный левоповоротный съезд, а также разделили транспортные потоки металлическим барьерным ограждением, что позволило полностью исключить в 2023 году ДТП с выездом на встречную полосу движения.
Данный отрезок дороги стал более комфортным и безопасным также для жителей близлежащих сёл Большие и Малые Кабаны, а также посетителей выставочного центра «Казань Экспо». Здесь построили два подземных пешеходных перехода, доступные для маломобильных групп населения. Установили четыре автобусных павильона, к которым построили тротуары. Также на тротуарах предусмотрены наружные тактильные указатели, установлено перильное ограждение.
Заметно преобразилась и дорога к международному аэропорту Минеральные Воды им. М.Ю. Лермонтова. Реконструированная федеральная трасса А-157 Минеральные Воды – Кисловодск соединяет воздушный порт с наиболее популярными городами-курортами – Железноводск, Ессентуки, Кисловодск. До расширения трассы здесь проезжали более 20 тыс. автомобилей в сутки, теперь – до 35 тыс. При этом рядом с жилыми застройками специалисты устроили порядка 2 км шумозащитных экранов.
Безопасная и современная дорога с высокой пропускной способностью во многом формирует туристическую привлекательность региона и, безусловно, является в настоящий момент импульсом для развития экономики и внутреннего туризма на Ставрополье.
«Стало намного быстрее и безопаснее добираться до курортов Кавминвод. Радует наличие отбойника и четырёх полос движения. Дети всю дорогу спали: ни ям, ни кочек на дороге нет – красота», – отмечает автопутешественник Александр.
В 2022 году в Алтайском крае открыли движение по пяти участкам федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт», которые были расширены до четырёх полос. Их общая протяженность составила 32 км.
Так, реконструированный участок с 173-го по 183-й км стал логичным продолжением четырёхполосного отрезка от Барнаула до границы с Новосибирской областью. Его реализация повысила пропускную способность на маршруте, где рост интенсивности движения фиксируется ежегодно. До начала строительства, в 2018 году, среднесуточный показатель составлял 9 тыс. автомобилей, летом в выходные и праздничные дни достигал 16 тыс. По итогам 2022-го, после открытия движения по четырем полосам, средняя интенсивность составила 13 тыс. автомобилей, а пиковая в летние месяцы превысила 22 тыс., однако затруднений с пропуском транспорта не наблюдается.
«Жители Тальменского района часто ездят в краевую столицу, многие там работают, да и в целом – на различные мероприятия, концерты, просто в торговые центры. Расстояние небольшое – всего около 80 км. Многие еще помнят те времена, когда приходилось ехать по загруженной двухполосной трассе среди огромного количества большегрузов. Дорога казалась долгой и опасной. Сейчас добираемся до Барнаула всего за час. С окраины города до его центра люди, бывает, дольше едут», – поделился мнением житель посёлка Тальменка Александр Пашков.
На маршруте Барнаул – Бийск 7-километровый участок (км 216 – км 223) открыли в мае 2022-го, ещё два – осенью: от развязки возле Новоалтайска (км 212 – км 216) и за Баюновскими Ключами (км 230 – км 234). В первую очередь работы по расширению с двух до четырех полос прошли на наиболее загруженных отрезках дороги.
«Раньше перед Новоалтайском часто приходилось стоять в пробке, особенно в воскресенье, когда едет поток отдыхающих из Горного Алтая. За развязкой уже проще, там часть транспорта уходит в Барнаул, остальные едут в сторону Новосибирска. Но, чтобы до этой развязки доехать, иногда стояли от Полковниково, ‒ это больше 60 км. Теперь такой проблемы нет. Доставки осуществляю более оперативно. Вижу, что с каждым годом Чуйский тракт преображается, как водитель не могу этого не отметить. Покрытие качественное, и, главное, появляется все больше четырёхполосных участков дороги, что делает её ещё безопаснее», – объясняет водитель «газели» Сергей Прилуцкий.
Количество ДТП на пяти обновленных объектах снизилось на 125 % – четыре происшествия зафиксировано с момента ввода в эксплуатацию. В них получили травмы семь человек, в то время как до расширения насчитывалось 26 пострадавших. Случаев гибели людей после открытия четырехполосного движения зафиксировано не было.
Настоящим подарком для всех жителей Юга России стало открытие в прошлом году Северного обхода Анапы на автомобильной дороге А-290 Новороссийск – Керчь. 21 декабря 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин открыл движение по новому участку протяженностью 13,5 км. А уже 20 апреля этого года по нему проехал первый миллионный автомобиль.
«Курортный сезон находится на пике, только с 1 мая нас посетили около 2,4 млн туристов. Многие из них, как и жители нашего города, оценили удобство Северного обхода Анапы. Безусловно, новая дорога во многом разгрузила курорт от транзитного транспорта, сократила пробки, в целом сделала удобнее автомобильное движение», – комментирует мэр Анапы Василий Швец.
Дорога принимает на себя львиную долю транзитного транспорта, пользуется огромным спросом, о чем свидетельствует рост трафика. В январе этого года суммарно в обе стороны по обходу проехали 221 217 автомобилей, в марте – 294 761, а в июне – 391 751 машин.
При этом, как отметили в подведомственном Росавтодору ФКУ Упрдор «Черноморье», сейчас продолжаются активные работы по строительству и реконструкции участков км 52 – км 73 и км 73 – км 100 трассы А-290 с расширением до четырёх полос движения. Они станут продолжением обхода Анапы. Средняя готовность мостов, путепроводов, развязок и надземных пешеходных переходов на этих двух отрезках уже превысила 60 %. Основной объём работ планируется закончить до конца этого года. Таким образом, будут реализованы важные этапы большого проекта Федерального дорожного агентства по возведению единого скоростного транспортного коридора, связывающего федеральную трассу М-4 «Дон» с полуостровом Крым в обход крупных населённых пунктов.
Транспортная ситуация в Волгоградской области значительно изменилась после открытия обхода микрорайона Горьковского. Реконструированный 13-километровый участок трассы Р-260 был расширен до четырёх полос и доведён до нормативов IБ категории. Специалисты построили новые транспортные развязки, возвели эстакады и путепроводы.
Благодаря этому, по словам водителей, серьёзно сократилось время в пути. Ранее из-за пробок на железнодорожном переезде время простоя составляло в среднем от 40 до 90 минут. Сейчас по обходу организовано комфортное безостановочное движение с разрешенной максимальной скоростью движения 90 км/ч.
Повышение безопасности и комфорта федеральных автомобильных дорог отмечают и жители Якутии. В октябре 2022-го в год празднования 100-летия образования Якутской АССР были введены в эксплуатацию после капитального ремонта четыре участка автомобильной дороги Р-504 «Колыма» общей протяженностью 52 км.
Местные жители вспоминают, что до ремонта дорога в этом районе была грунтовой, и после дождей движение по ней становилось практически невозможным. А в летние месяцы ощутимый дискомфорт доставляла пыль от большегрузного транспорта.
После асфальтирования подобные проблемы ушли в прошлое. Теперь из Чурапчи до Нижнего Бестяха можно комфортно доехать не за четыре часа, а за два.
Кроме того, в текущем году в преддверии Дня Республики (27 апреля) был запущен новый регулярный автобусный рейс № 206 Чурапча – Нижний Бестях – Чурапча. По словам первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дмитрия Садовникова, именно благодаря работе федеральных дорожников удалось открыть новый межмуниципальный маршрут, который позволил людям с комфортом добираться до социально значимых учреждений, работы и мест отдыха.
В Омской области проходит комплексная модернизация трассы Р-254 «Иртыш». В ноябре 2022-го был введён в эксплуатацию участок с 816-го по 821-й км на Южном обходе Омска. В результате расширения до четырех полос движения пропускная способность трассы на подъезде к городу-миллионнику выросла почти вдвое. Текущая интенсивность движения – 25 тыс. автомобилей в сутки. Однако заторов, как отмечают водители, теперь практически не наблюдается, хотя ранее они возникали часто.
Разделение встречных потоков позволило исключить ДТП с лобовыми столкновениями. Также на 818-м км был устранён другой аварийно опасный фактор путём ликвидации левого поворота.