Объединяя отрасли и технологии: цифровые сервисы для пассажиров и туристов
Цифровые решения на пассажирском транспорте, перспективы создания новых сервисов, лучшие региональные и корпоративные практики и их использование для развития внутреннего туризма обсудили на круглом столе, прошедшем в Совете Федерации и организованном при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
Как отметил сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин, вопросы цифровой трансформации транспорта находятся в постоянном фокусе внимания Совета по развитию цифровой экономики, поскольку напрямую связаны с повышением качества обслуживания, безопасности благодаря технологиям мониторинга и автоматизации транспорта.
Цифровые инициативы в сфере пассажирских перевозок консолидированы в стратегическом направлении «Зеленый цифровой коридор пассажира», которое Минтранс России реализует в рамках отраслевой стратегии цифровой трансформации. Цель государства и бизнеса – сделать поездки россиян по всей стране удобными, безопасными и комфортными, используя для этого отечественные цифровые сервисы, в том числе решения для выбора единого маршрута разными видами транспорта, безналичной оплаты, пользования льготами и бонусами.
«Минтранс России планирует в перспективе объединить государственные цифровые решения и информационные системы в рамках более масштабного проекта – ГИС «Российский транспорт». В него должны войти приложение с одноименным названием «Российский транспорт», которое позволит гражданам в режиме «одного окна» получать юридически значимую информацию. Для того, чтобы человек, в каком бы городе и регионе не находился, не ломал голову, какое приложение ему скачать, где узнать расписание и какой транспорт выбрать, а мог в одном месте построить маршрут из точки А в точку Б, понять, как ему оплатить проезд. В ГИС «Российский транспорт» также планируется интегрировать Автоматизированную систему льготных и субсидированных перевозок (АИС УЛСП), цифровой профиль перевозчика, ФГИС Такси, региональные цифровые платформы, «умную» оплату проезда и региональные туристические сервисы. Это позволит обеспечить нашим гражданам новый уровень сервиса, сделает их передвижение по стране и планирование поездок удобным», – сказал директор Департамента цифрового развития Минтранса России Дмитрий Скачков.
Он также отметил, что по поручению заместителя Председателя Правительства Дмитрия Чернышенко с 2021 года при определении уровня цифровой зрелости регионов учитываются три показателя в области транспорта, касающихся оснащения автобусов цифровыми системами. С марта этого года методология пересматривается: Минтранс России предлагает ввести дополнительно четыре новых показателя для оценки уровня перехода на электронный документооборот на транспорте, категорирования объектов критической информационной инфраструктуры, внедрения искусственного интеллекта, а также интеграции с ФГИС Такси.
Ряд сервисов, которые планируется интегрировать в ГИС «Российский транспорт», созданы ФГБУ «СИЦ Минтранса России». Сегодня в портфеле учреждения 49 проектов в области цифровизации и информационной поддержки цифровой трансформации транспортной отрасли. По словам директора ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрия Горшкова, все разработки являются уникальными отечественными решениями, созданными исходя из потребностей государства и бизнеса. В качестве примера приведено два решения – портал субсидированных перевозок и ФГИС Такси.
По словам Артема Шейкина, для создания «сквозных» проектов важно сформировать единые стандарты и требования к ним, опираясь на лучшую практику, предложения и инициативы участников процесса. Нужно наладить межотраслевое взаимодействие, а также совместными усилиями заинтересованных сторон усовершенствовать правовое регулирование вопроса защиты персональных данных.
«Необходимо проводить пилотные проекты по стыковке туристических и пассажирских сервисов в рамках проекта «Российский транспорт» как можно в большем количестве регионов, особенно там, где есть запрос на развитие внутреннего туризма. Для этого необходимо реализовать рейтинг цифровой зрелости регионов, чтобы оценить готовность к внедрению соответствующих решений. Регионы у нас самые разные, а вот цифровые технологии везде должны быть доступными, привычными и удобными. Важно, чтобы удобно было не только, когда совершаешь поездку в родном городе, регионе, но и когда путешествуешь по нашей огромной стране. Чтобы везде чувствовать себя как дома», – отметила исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
В обсуждении приняли участие сенаторы Российской Федерации Николай Владимиров и Дина Оюн, заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, генеральный директор ООО «СберТройка» Валерия Матюхина, Министр транспорта Тверской области Сергей Верхоглядов, Директор департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных, руководитель направления по взаимодействию с государственными органами «Яндекс.Такси» Александр Новолокин, заместитель директора ООО «Датапакс» Максим Исаев.