На стратегической сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства» обсудили вопросы ценообразования и нормирования в строительстве
В инновационном центре Сколково 15 и 16 сентября состоялась стратегическая сессия, посвященная теме «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства».
Организаторами мероприятия выступили Правительство Российской Федерации и Минстрой России при поддержке ФАУ «Главгосэкспертиза России». В сессии, в том числе в онлайн-формате, приняли участие около 600 человек, среди них – представители региональных строительных комплексов, а также федеральных и региональных органов власти. Федеральное дорожное агентство представлял заместитель главы Росавтодора, руководитель цифровой трансформации Олег Ступников.
Ключевыми темами первого дня сессии стал текущий статус реализации национальных проектов РФ, управление инвестиционно-строительным циклом, финансирование стратегических инфраструктурных проектов и доведение субсидий в субъекты Российской Федерации, а также создание регионального штаба как эффективного инструмента реализации стратегических строительных проектов.
Открыл деловую программу мероприятия заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, который озвучил цели и задачи реализации пятилетнего плана дорожного строительства. В рамках масштабного плана развития дорожной деятельности планируется построить и отремонтировать более 4 тысяч км дорог, 650 мостовых сооружений и 125 тысяч путепроводов.
Обсуждая эффективность управления капитальными вложениями, вице-премьер заявил о необходимости формирования долгосрочной программы строительства с привлечением средств федеральных и региональных бюджетов. Для реализации этой задачи, по поручению Президента, будет сформирована комплексная программа «Строительство», составной частью которой является Федеральная адресная инвестиционная программа. Она направлена на консолидацию мероприятий по строительству из отраслевых госпрограмм, сформированных пятилетними планами.
Второй день стратегической сессии был посвящен актуальным направлениям развития строительной отрасли, организации строительного процесса, ценообразованию, импортозамещению и цифровой трансформации.
В ходе панельной дискуссии по вопросам ценообразования в строительстве начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов предложил пересмотреть подходы к ценообразованию и сметному нормированию, обозначив разрыв между подготовкой проектно-сметной документации и реализацией проекта в целом, когда заказчик и подрядчик, приступая к работам на объекте, не имеют представления о возможном изменении его сметной стоимости в ходе строительства, не прогнозируют риски удорожания.
В свою очередь заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников отметил, что в настоящее время, при участии ФАУ «Главгосэкспертиза России», активными темпами ведется разработка отраслевых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по автомобильным дорогам и искусственным дорожным сооружениям. Благодаря слаженной работе Федерального дорожного агентства с Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза России», отраслевые индексы публикуются регулярно, на ежеквартальной основе, по всем 85 субъектам РФ, с учетом ценовых зон, установленных некоторыми субъектами РФ.
В части вопросов ценообразования, связанных с ремонтом и содержанием дорог, заместитель главы Росавтодора отметил, что по поручению Минтранса России в 2023 году запланирована разработка Методических рекомендаций для определения сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, которыми будут уточнены и оптимизированы отраслевые сметные нормативы на ремонт и содержание автодорог, разработанные Минтрансом России специально для дорожной отрасли.
Что касается нормирования, то более 100 сметных норм, относящихся к дорожно-строительному комплексу, при формировании новой сметно-нормативной базы ФСНБ-2022, подверглись изменениям в разделах «Автомобильные дороги», «Земляные работы» и «Искусственные сооружения», что составляет порядка 30 % от общего числа расценок. Так, в связи с заменой ресурсов на их современные аналоги, были исключены устаревшие нормы и добавлены новые. В целом ФСНБ-2022 была дополнена 215 абсолютно новыми сметными нормами в части дорожно-строительного комплекса.
«До конца 2022 года планируется актуализировать еще 38 сметных норм по существующим 12 технологиям и разработать 71 сметную норму по 37 новым технологиям соответственно, а в 2023 году – разработать и утвердить еще 33 новые сметные нормы в дорожном строительстве», – заявил Олег Ступников.