Росавтодор: план расходов федерального бюджета за 7 месяцев 2022 года перевыполнен почти на 61 млрд рублей
5 августа в Федеральном дорожном агентстве в режиме видео-конференц-связи прошло совещание под председательством руководителя Росавтодора Романа Новикова, которое было посвящено выполнению программы дорожных работ в 2022 году.
В мероприятии приняли участие директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Андрей Шилов, заместители руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов, Олег Ступников и Виктор Тимофеев, начальники профильных Управлений Росавтодора и подведомственных учреждений (ФКУ), а также представители министерств транспорта и дорожного хозяйства субъектов РФ.
В своём приветственном слове Роман Новиков акцентировал внимание на кассовом исполнении расходов федерального бюджета, предусмотренных Федеральному дорожному агентству в 2022 году: «Что касается июля, касса составила 163,4 млрд рублей. План перевыполнен на 9,6 млрд рублей. Если говорить об итогах за 7 месяцев 2022 года, то кассовое освоение – 428 млрд рублей. Это 51,5 % от всего объёма бюджетных ассигнований. Мы идём с опережением графика на 61 млрд рублей. Безусловно, всё это стало возможным благодаря хорошим темпам выполнения дорожных работ в регионах, а также благодаря тем усилиям, которые приложили Правительство Российской Федерации, Минтранс России и Федеральное дорожное агентство. Отдельно отмечу, что вопрос кассового исполнения расходов федерального бюджета в ежемесячном режиме мониторится Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации и лично её председателем – заместителем Председателя Правительства Маратом Хуснуллиным. Так что прошу все субъекты Российской Федерации и федеральные казенные учреждения очень внимательно отнестись к данной задаче, тем более что большой объём средств рассчитан на оставшиеся 5 месяцев этого года».
Тему финансовой дисциплины продолжила в своём докладе заместитель начальника Финансово-экономического управления Росавтодора Елена Жилина. «На третий квартал текущего года кассовым планом предусмотрено исполнение в объёме 367 млрд рублей. При этом на август запланированы 106,5 млрд рублей. Напоминаем, что до 25 сентября необходимо обеспечить стопроцентное освоение средств федерального бюджета по итогам третьего квартала. Кроме того, уже 20 августа Росавтодор начинает приём заявок от субъектов Российской Федерации на возможное перераспределение средств с третьего на четвертый квартал. Просим обратить пристальное внимание на данную процедуру».
О ходе реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» рассказал заместитель начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства Денис Кирюхин: «Так, общее финансирование федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в этом году составляет 376,5 млрд рублей. По результатам 7 месяцев 2022 года уровень контрактации – 372,4 млрд рублей, или 98,9 %. Причём 5 субъектов имеют контрактацию 99 % и 67 субъектов – 100 %. В рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» общая контрактация составляет 8,5 млрд рублей, или 98,4 %. В федеральном проекте «Содействие» в этом году принимает участие 84 субъекта РФ, на него выделены 146,4 млрд рублей. Сейчас контрактация составляет 104,9 млрд рублей, или 90,9 % от предусмотренных средств».
В своём выступлении по видео-конференц-связи Андрей Шилов акцентировал внимание на ключевых аспектах работы по совершенствованию законодательства в дорожной отрасли: «Прежде всего, стоит остановиться на государственном строительном надзоре за автомобильными дорогами. Мы пришли к консенсусу с Минстроем России. Сейчас подготовлен законопроект, в соответствии с которым подобному надзору будут подлежать только работы на мостовых сооружениях. Работы по строительству дорог станут исключением. Инициатива запущена. Отдельные моменты ещё необходимо детально обсудить с Ростехнадзором. Тем не менее, сам факт запуска подобной инициативы можно считать большим успехом. Кроме того, профильным Департаментом Минтранса подготовлен законопроект о единой федеральной государственной автоматизированной системе весогабаритного контроля. Все пункты (в том числе, на региональной дорожной сети) будут подключаться к этой системе. Акты взвешивания начнут формироваться там же. Это позволит повысить прозрачность надзора. Напомним, что с 1 января 2023 года полномочия по вынесению постановлений за правонарушения, зафиксированные автоматическими пунктами, от МВД передаются Ространснадзору. Именно поэтому законопроект приобретает особую актуальность. Мы предварительно согласовали, что подобная федеральная система будет создаваться на базе ФКУ «Росдормониторинг», который уже приступил к модернизации имеющейся технической базы».
На совещании также обсудили выполнение программы дорожных работ по итогу 7 месяцев этого года и задачи на оставшиеся 5 месяцев. Так, по словам начальника Управления строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Кайрата Турсунбекова, общий объём финансирования данного вида дорожных работ составляет в этом году 158,8 млрд рублей, в том числе средства резервного фонда – 13,2 млрд рублей и дополнительные 9,4 млрд рублей, которые были направлены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 471-р. Всего программой дорожных работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог на 2022 год предусмотрен ввод в эксплуатацию объектов общей протяженностью 237,8 км. Сейчас закончена реконструкция двух объектов (всего – более 21 км).
В свою очередь начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Виталий Голиков отметил, что в текущем году на работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог предусмотрено финансирование в размере 400,3 млрд рублей (с учетом 28 млрд рублей, выделенных на капитальный ремонт по распоряжению Правительства РФ от 22.04.2022 № 979-р). По состоянию на 1 августа уже завершен капремонт 79,6 км федеральных трасс, а в рамках работ по ремонту и содержанию – введены в эксплуатацию ещё 1 108,1 км.
Развитие объектов дорожного сервиса – другой важный вопрос, который был озвучен на совещании. «В соответствии с имеющимися поручениями Росавтодора и постановлением Коллегии Росавтодора при проектировании строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог необходимо предусматривать возможность развития площадок отдыха в многофункциональные зоны дорожного сервиса. По результатам проведенного ведомством анализа, в настоящее время подготовлена генеральная схема, включающая в себя 122 площадки отдыха с перспективой их дальнейшего развития в многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ) при реализации девятнадцатью ФКУ более 50 будущих проектов. Кроме того, сейчас подготовлен проект поручения, согласно которому по каждой локации будет разрабатываться своя «дорожная карта». Этот план мероприятий включает в себя основные контрольные точки по оформлению правоустанавливающих и разрешительных (градостроительных) документов, а также планируемые сроки их наступления», – рассказал начальник Управления земельно-имущественных отношений Федерального дорожного агентства Александр Соколовский.
Также Александр Соколовский отдельно остановился на передаче участков автомобильных дорог, утрачивающих признаки федерального значения, на иной уровень собственности. За период с 2018 года по настоящее время из федеральной собственности в региональную или муниципальную переданы 120 участков общей протяженностью 692,3 км. При этом в одном только 2022 году планом предусмотрена передача 79 участков автомобильных дорог (более 644,8 км).
Ещё одной важной темой совещания стала подготовка субъектами Российской Федерации пятилетних программ дорожных работ. Напомним, что региональные проекты посредством системы «Эталон» анализируют специалисты ФКУ «Дороги России». Экспертные заключения также готовят сотрудники НИУ «Высшая школа экономики».
«В настоящее время свои программы на 2023–2027 годы представили 77 субъектов. Все они нами тщательно обрабатываются, в том числе на предмет соответствия включенных дорог опорной сети. На проект Республики Мордовия уже получено положительное заключение», – прокомментировал начальник ФКУ «Дороги России» Александр Бухтояров.
В завершение встречи Роман Новиков напомнил региональным проектным командам и подведомственным учреждениям о необходимости активизировать свою работу по подготовке пятилетних программ: «За август все программы должны быть готовы. С 20-го числа в очном порядке каждый субъект будет в Росавтодоре эти планы «защищать». А в сентябре мы уже представляем их на Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».