На отраслевой конференции обсудили актуальные вопросы проектирования и строительства мостовых сооружений
В Москве состоялась конференция «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения». Мероприятие проводилось при поддержке Федерального дорожного агентства и Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ».
Основными темами, которые обсудили эксперты, стали проектирование, строительство и содержание мостовых сооружений, применение новых материалов и улучшение характеристик существующих, проведение испытаний и научно-исследовательских работ, совершенствование нормативной базы.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников поприветствовал участников и во время своего выступления особо подчеркнул: «Мостостроение является чрезвычайно материалоемким, технически сложным и технологически насыщенным направлением строительной индустрии, находящимся на стыке множества смежных отраслей промышленности. Сейчас в Российской Федерации проектируются и строятся в значительном объеме и сложные, и внеклассные мостовые сооружения. И наша главная цель сегодня ‒ обсудить различные мнения и предложения, чтобы на основе их выработать наиболее эффективные решения в области мостостроения».
В свою очередь генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко отметил, что институт занимается широким спектром проблем и задач в дорожной отрасли, в том числе связанных с искусственными сооружениями. Прежде всего, это относится к разработке ГОСТов, норм и правил, рецензированию и аналитике всех разрабатываемых нормативов, проработке вопросов в части ценообразования.
Заместитель начальника проектного офиса по науке ФАУ «РОСДОРНИИ» Павел Сычев рассказал о мерах, направленных на системное развитие нормативной технической базы в мостостроении. «Сегодня Правительством РФ намечен вектор на снижение административных барьеров и форсирование темпов строительства капитальных объектов, в том числе с учетом применения новых технологий. К примеру, федеральным проектом «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в качестве одного из результатов предусматривается утверждение к 2030 году не менее 350 разработанных и актуализированных существующих национальных стандартов в области дорожного хозяйства. Для достижения указанной цели утвержден график обновления стандартов технических требований, в котором предусмотрены разработка и утверждение не менее 239 стандартов уже к 2024 году, из них по мостовой тематике ‒ не менее 40 документов», ‒ прокомментировал он.
Одним из ключевых стал доклад начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергея Гошовца о перспективных направлениях развития в области мостостроения. Масштабная работа по модернизации нормативной базы проводится в части всех этапов работ. Например, с целью предотвращения аварийных ситуаций во время строительства мостовых сооружений был разработан ГОСТ Р 59626-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Правила проектирования. Общие требования». Документ позволил восполнить существенный пробел в части нормативной базы, касающейся проектирования вспомогательных и специальных сооружений и устройств.
Специалисты Федерального дорожного агентства занимаются и обновлением важных для отрасли стандартов. Так, взамен ранее применяемого ОДМ был разработан ГОСТ Р 59618-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследований и методы испытаний», который позволил значительно развить сложившиеся практики обследования автодорожных мостовых сооружений. В процессе работы над ним были устранены несоответствия и разночтения существовавшей нормативно-методической базы. Теперь проводящие обследование мостов экспертные организации впервые в своей работе могут опираться на национальный стандарт, а не на отраслевые и методические документы, имеющие рекомендательный характер.
Также Сергей Гошовец рассказал об исследовательской работе, предшествующей утверждению стандартов. По его словам, в последние 10 лет возросло количество построенных большепролетных и внеклассных мостов. Активно проектируются вантовые, арочные и балочные системы с пролетами более 150 м. Для подобных конструкций сложной в решении задачей является аэродинамическая устойчивость пролетного строения. До последнего времени нормативных документов в этой сфере не было создано из-за необходимости проведения масштабной научной работы, в том числе с проведением множества натурных испытаний.
Эти задачи были решены посредством утверждения ГОСТ Р 59625-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила расчета и подтверждения аэроупругой устойчивости». Впервые в мире был разработан уникальный нормативный документ, четко определяющий методы и способы подтверждения аэродинамической устойчивости мостов. Документ разрабатывался в кооперации с двумя проектными и двумя научно-исследовательскими институтами, а доказательной базой стандарта послужили выполненные экспериментальные продувки в аэродинамических трубах и собранные практически со всех крупных отечественных объектов результаты комплексных аэродинамических исследований. Данный стандарт является результатом труда большого коллектива и показательным примером кооперации научных и проектных институтов из разных городов.