Новости партнеров

Сохранять жизнь и здоровье всем участникам дорожного движения

Российская компания «Технологии безопасности дорожного движения» (ТБДД) уже 25 лет производит оригинальные средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения собственной разработки и сейчас выпускает уже пятое поколение этих систем. Мы поговорили с генеральным директором ТБДД Дмитрием Васильевичем Сычиковым об опыте компании, о ее отношениях с государством и о перспективах обеспечения безопасности на дорогах.


 

Дмитрий Васильевич, расскажите, пожалуйста, что именно производит компания ТБДД.

 

С радостью сделаю короткую презентацию! Наше решение называется «Азимут». Это современный универсальный и многофункциональный комплекс автоматической

фотовидеофиксации нарушений ПДД. 23–24 марта мы будем участвовать в конференции и выставке «ИТС регионам: Тюмень». Там можно будет познакомиться и с нами, и с нашими решениями, и с новейшим моноблочным «Азимутом 4» в металлическом корпусе – уже сертифицированным. Приглашаем всех желающих посетить наш стенд №13.

Что значит «универсальный и многофункциональный»?

Есть такое закрепленное законом понятие: «зона контроля», т.е. участок дороги и/или прилегающей территории, на котором техническими средствами автоматической фотовидеофиксации обеспечивается контроль за дорожным движением. Такие зоны могут организовываться по-разному и с разными целями — например, для контроля за соблюдением максимально разрешенной скорости движения или для контроля движения по полосам, фиксации проезда на красный свет, нарушения правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов, железнодорожных переездов, езды по трамвайным путям там, где это запрещено, и т.д. Наше оборудование умеет фиксировать все эти и многие другие виды нарушений ПДД. Оно собирается и монтируется, как конструктор, его можно переустанавливать с одного объекта на другой, оно работает на участках дорог и перекрестках любой сложности.

Далее, «Азимут» — это не просто камера. Система получает данные, тут же их обрабатывает и пересылает комплект материалов, готовый для рассмотрения инспектором ГИБДД и заверенный электронно-цифровой подписью, на сервер административной практики. Благодаря этому нам не нужны специальные высокоскоростные каналы связи, к тому же это снимает бо́льшую часть вопросов о месте и времени фиксации правонарушения.

Наконец, «Азимут» работает как средство измерения времени, он сертифицирован для этой цели и внесен в государственный реестр средств измерений. Это значит, что он может следить также за нарушениями правил остановки или стоянки — когда транспортные средства находятся у обочины или на парковке дольше, чем разрешено.

Очевидно, для этих целей ваши решения должны бесшовно встраиваться в программное обеспечение, которое использует государство…

Да, разумеется, мы реализовали все требования ГИБДД и других правоохранительных органов, встраиваемся в автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). Это системы с очень широкой функциональностью. Например, они должны обеспечивать автоматическую проверку ТС по базам розыска, анализ данных об интенсивности движения, интеграцию с системой «Безопасный город», всю эту функциональность мы поддерживаем. Наше программное обеспечение отвечает всем требованиям государства, оно зарегистрировано и внесено в реестр российского ПО.

Кстати, в отличие от многих других систем, «Азимут» не определяется «антирадарами».

Разве это важно? Ведь теперь все камеры нанесены на карты, водители и так знают, где они находятся.

Это важно как пример того, что мы обеспечиваем уникальную функциональность и делаем это только своими силами, т.е. силами собственных разработчиков и преимущественно на отечественной элементной базе. Мы из Перми, наша производственная база находится на одной площадке — и отдел разработки, и участок пайки плат, и участок мехобработки. Наши разработчики ПО и оборудования, сотрудники производства, менеджеры, многие из которых работают у нас уже много лет, — потрясающая, слаженная команда. У нас оптимальная структура разработки и логистика производства, мы обеспечиваем высокое качество и надежность наших систем с оптимальными затратами. Заказчики это ценят — комплексы «Азимут» работают в 36 регионах Российской Федерации.

Расскажите о вашей команде и истории развития компании.

Основной коллектив ТБДД сложился еще в 1999/2000 году в ЗАО «Концерн Знак», основным видом деятельности которого было создание защищенной печатной продукции для МВД и ГИБДД и технических средств контроля. В ЗАО «Концерн Знак» также было направление по продвижению систем автоматической фиксации государственных регистрационных знаков транспортных средств. Коллектив занимался поставкой и установкой аппаратно-программных комплексов «Сова-2», которые были внедрены в 27 регионах РФ и внесли свой вклад в обеспечение безопасности дорожного движения. В 2007 году «Концерн Знак» отказался от непрофильного направления, а коллектив уже имел свою разработку — программно-технический измерительный комплекс «Одиссей», который стал актуален после внесения в 2008 году изменений в КоАП, позволяющих наказывать за нарушения ПДД, выявленные в автоматическом режиме. Комплекс «Одиссей» фиксировал нарушения проезда на запрещающий сигнал светофора и нарушения скоростного режима без применения радара. Коллектив был во многом пионером, т.к. эти изменения в КоАП только вводились, еще не было нормативных документов, практики применения технических средств и ГОСТов на средства фотовидеофиксации.

Дальнейшим развитием стала линейка комплексов «Азимут».

А заказчик — это ГИБДД?

Наши ключевые заказчики — это региональные транспортные власти и собственники дорог. С ГИБДД у нас сложились давние конструктивные отношения, мы активно обсуждаем проблемные вопросы безопасности дорожного движения, ее регулирования и модернизации технических средств контроля соблюдения ПДД.

А как вы обслуживаете ваши комплексы в удаленных регионах?

Для выполнения основных операций по обслуживанию и монтажу оборудования мы привлекаем местных партнеров. Что касается технической поддержки и администрирования ПО — с этим мы, как правило, справляемся сами. Все основные операции мониторинга работоспособности оборудования и обновления ПО централизованы. Это важно еще и потому, что при обновлении и технической поддержке ПО мы учитываем изменения требований ГИБДД и внедряем их, снимая эту «головную боль» с заказчиков.

Водители, насколько можно судить, считают такие системы, как ваши, средством «выкачивания денег» посредством штрафов. Как вы видите эту ситуацию?

Конечно, никому не нравится платить штрафы. Но ведь есть способ их избежать — достаточно соблюдать правила дорожного движения. Такие системы, как наша, дисциплинируют водителей — все знают, что за нарушение правил останешься внакладе. Многие уже начали понимать, что будут и более серьезные последствия — страховщики уже начали учитывать историю правонарушений и даже манеру езды водителя при определении стоимости страховки. Поэтому под взором камер водители лучше ведут себя на дорогах, дорожная ситуация становится более комфортной и безопасной, пешеходы спокойно переходят дороги по зебрам — а чем больше порядка на дорогах, тем выше пропускная способность улично-дорожной сети. И мы — часть этого процесса. Наша миссия как компании именно так и сформулирована — создание технических решений, которые позволят сохранять жизнь и здоровье всем участникам дорожного движения. Мы вкладываем все наши знания и умения в воплощение этой миссии.

Как я уже сказал, важнейшую часть вычислений мы делаем «на месте», что снижает требования к каналам связи. Кроме того, мы применяем современные высокоскоростные процессоры. Благодаря этому у «Азимутов» очень широкие возможности фиксации нарушений, мы настраиваемся на любые типы нарушений, подключаем до четырех каналов распознавания на один вычислительный модуль, обрабатываем более широкие зоны контроля. А энергопотребление у наших комплексов, начиная с версии «Азимут 4», существенно снизилось — в том числе по сравнению с конкурентами.

В послужном списке вашей компании — внушительное число передовых разработок…

Строго говоря, многое из того, что мы сделали, мы сделали либо первыми, либо на принципиально новом для рынка уровне. Еще в 2008 году мы научились идентифицировать нарушение правил проезда на красный свет и выезда за стоп-линию, а также фиксировать все ТС потока для нужд розыска. С 2011 года мы фиксируем нарушения правил остановки и стоянки, с 2012 года — неправильный проезд нерегулируемого пешеходного перехода.

Имеется в виду помеха пешеходам?

Да, это нетривиальное нарушение, его даже инспекторы ГИБДД до последнего времени понимали по-разному. Водитель должен в явном виде уступать дорогу пешеходам на зебре, если он этого не делает и мешает пешеходу перейти дорогу, это нарушение.

Начиная с 2013 года мы фиксируем нарушение движения по полосам одновременно с измерением скорости движения автомобиля. То есть, когда вы видите в навигаторе камеру, которая контролирует и движение по полосам, и скорость, — это, скорее всего, «Азимут». С 2014 года наши комплексы измеряют как скорость в зоне контроля, так и среднюю скорость на протяженном участке дороги (до весны 2021 года).

В последние годы мы научились проверять проходящие ТС на наличие ОСАГО, автоматически определять категорию, марку, модель и цвет ТС, фиксировать выезд автомобиля на перекресток в ситуации затора, определять непристегнутые ремни безопасности и пользование телефоном.

 Но средняя скорость…

Как известно, существуют два способа измерения скорости движения посредством комплексов фотовидеофиксации: метод контроля скорости одним прибором и метод контроля скорости на протяженном участке дороги, когда скорость транспортного средства измеряется с помощью двух синхронизированных камер, установленных в начале и в конце контролируемого участка. Второй метод получил название «определение средней скорости». Он успешно применялся на российских дорогах с 2013 года. Доказано на практике, что у этой технологии ряд преимуществ:

  • Мотивация водителей соблюдать установленную скорость движения не только непосредственно перед камерами, но и на достаточно протяженных участках пути, т.е. полезно с точки зрения профилактики нарушений ПДД и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
  • Нейтрализация «эффекта кенгуру» (движение из серии ускорений и торможений), свойственного местам, где контроль скорости осуществляется посредством одного комплекса фотовидеофиксации.
  • Эффективность в снижении абсолютно всех показателей аварийности (количество ДТП, раненых и погибших).

Кроме того, в какой-то степени метод контроля средней скорости более лоялен к самим водителям. Если автомобилист случайно немного превысил скорость во время проезда контролируемого участка или же это пришлось сделать для предотвращения ДТП, то такое превышение можно скомпенсировать, сбавив скорость движения на остатке отрезка пути. В таком случае штраф за ее превышение не придет.

Однако весной 2021 года ГИБДД поставила на паузу применение метода контроля скорости на протяженном участке дороги ввиду нормативных пробелов. Надеемся, что в ближайшее время на законодательном уровне оно будет возобновлено. В среде экспертов твердое убеждение, что это единственный механизм ограничивать превышение скорости на загородных трассах, где нет возможности устанавливать комплексы через каждый километр пути.

В списке ваших проектов есть даже решение для автоматической фиксации транспортных средств, занимающихся перевозкой леса, и проверки законности перевозки…

Мы реализуем это с 2019 года, и это очень важный опыт. Наша родина — Пермский край, один из главных центров лесозаготовки и лесопереработки России. Разумеется, эту деятельность нужно контролировать, иначе неизбежны злоупотребления. Мы предложили правительству края использовать нашу технологию сбора и обработки сведений о составе грузов, регистрационных знаках и маршрутах для распознавания ТС, перевозящих древесину и продукты деревопереработки. Теперь в Пермском крае действуют уже 17 рубежей контроля транспортировки древесины, также они следят и за соблюдением ПДД.

Начиная с 2022 года законодательство позволяет автоматизировать контроль электронных сопроводительных документов грузовых ТС и автоматически готовить и подавать документы о нарушениях правил транспортировки. Летом 2022 года мы отработали с Рослесхозом соответствующий пилот — и выявили более двухсот фактов нарушений. В результате принято решение о создании системы контроля транспортировки древесины в масштабах страны, и мы участвуем в рабочей группе.

Ваши достижения — они как-то отмечены ведомствами, вообще государством?

Разумеется, мы получаем патенты на наши изобретения, многие из них награждены различными медалями и дипломами. Есть и государственные награды. В 2016 году Главное управление организации дорожного движения МВД России (ГУ ДОБДД МВД) признало нас победителем Всероссийского конкурса «Безопасная дорога» в номинациях «Инновационные средства организации дорожного движения, в том числе автоматизированные системы управления дорожным движением» и «Комплексы автоматической фотовидеофиксации непредоставления преимущества пешеходам на пешеходных переходах». В 2018 году мы победили в трех номинациях Всероссийского конкурса на приз «Лидер» ГУОБДД МВД: за интеграцию наших комплексов фотовидеофиксации в АСУДД; за комплексы «Азимут» для одновременного контроля до 11 типов нарушений ПДД на перекрестке; за комплексы для одновременной фотовидеофиксации широкого спектра нарушений ПДД. В общем, я думаю, можно сказать, что наши заслуги оцениваются и признаются по достоинству.

Два месяца назад стало известно, что долю в размере 55% в капитале ТБДД приобрела ГК «Урбантех». Как вы будете использовать эти инвестиции? И каких технологических новостей теперь стоит ждать?

Эти инвестиции позволят нам расширить сферы применения комплексов фотовидеофиксации. В партнерстве с ГК «Урбантех» мы будем совершенствовать наши технологии с учетом требований рынка внедрять новые функциональные возможности и более совершенную микроэлектронику, видеокамеры, радары и объективы, диверсифицировать поставщиков компонентов и модернизировать производственную базу. Мы будем реализовывать новые масштабные проекты в области интеллектуальных транспортных систем, в том числе и в тех регионах, где мы раньше не работали.

Где еще наши читатели из разных регионов могут поближе познакомиться с вашими решениями?

Кроме конференции и выставки «ИТС регионам: Тюмень» мы примем участие в форуме и выставке «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта», который пройдет в Москве в сентябре 2023 года.


ООО «Технологии безопасности дорожного движения»
614010, г. Пермь, ул. Маршрутная, 15
Тел.: +7 (342) 281-00-33+7 (342) 281-14-14
e-mail: info@tbdd.ru
сайт:  tbdd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *