Новости отрасли

«ЭРА-ГЛОНАСС» ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ

 «ЭРА-ГЛОНАСС» — это современные технологии для защиты жизни граждан и цифровой трансформации транспортной отрасли. ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» работает и развивается в России в течение пяти лет. За этот период решен ряд масштабных задач, поставленных при создании системы. Оказана помощь более чем в 83 тыс. происшествий на автомобильных дорогах, спасено свыше 1000 человеческих жизней.

 О целях создания системы, о ее использовании для трансформации транспортной отрасли, о новых сервисах и перспективах мы побеседовали с экспертами оператора системы АО «ГЛОНАСС»: главным конструктором Михаилом Кораблевым, директором по развитию продуктов и продажам Артемом Климовским и директором департамента «Абонентская служба» ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» Романом Рулевым.

 

«ЭРА-ГЛОНАСС» работает на территории России уже более 5 лет, и постепенно ее возможности и география использования расширяются. Какие ключевые задачи стояли на старте проекта, в какой степени удалось их реализовать?

Михаил Кораблев: Перед нами была поставлена задача по снижению смертности на автомобильных дорогах страны. В России, в соответствии с указом Президента Российской Федерации, это является одной из значимых социальных целей: к 2024 году смертность на дорогах должна снизиться втрое, а к 2030 году — до нулевой отметки. Системы экстренного реагирования при авариях, сокращающие время доведения информации о происшествии до экстренных служб, признаны во всем мире одним из основных способов снижения травматизма и смертности на автодорогах.

Внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» дало возможность спасения жизни тысячам участников дорожного движения — и не только тем, кто непосредственно находится за рулем. К системе подключен весь новый транспорт, как легковой, так и грузовой. Так что «ЭРА-ГЛОНАСС» помогает при возникновении любой нештатной ситуации на дороге.

На сегодняшний день уровень смертности на российских трассах снизился. Раньше страна теряла ежегодно 36 тыс. жизней, сейчас — 19 тыс. И это, в том числе, связано с повышением уровня безопасности автомобиля, включая установку автопроизводителями устройств вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

 

Как устроена система и как она функционирует?

М.К.: Система «ЭРА-ГЛОНАСС» представляет собой распределенную инфраструктуру, включающую навигационно-информационную платформу, сеть передачи данных и построенную по принципу «виртуального оператора» сеть подвижной радиотелефонной связи.

При ДТП или другом чрезвычайном происшествии водитель или пассажиры транспортного средства могут в ручном режиме установить связь с контакт-центром ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». В случае тяжелого ДТП такая связь осуществляется автоматически. Устанавливаемое во все новые автомобили с 2017 года устройство вызова экстренных оперативных служб, используя спутниковую радионавигационную систему ГЛОНАСС, определяет в момент ДТП местоположение пострадавшего транспортного средства. Далее сигнал транслируется через любого сотового оператора «большой четверки», автоматически выбирается сеть с самым сильным сигналом. Оператор контакт-центра «ЭРА-ГЛОНАСС» уточняет детали происшествия и при необходимости передает информацию в экстренные оперативные службы, которые, в свою очередь, направляют к месту ДТП спасателей, скорую помощь, ГИБДД.

Спутниковая система ГЛОНАСС изначально разрабатывалась для применения в военных целях, а потом постепенно началось ее использование в гражданском секторе. Одно из основных направлений в транспортной отрасли — система реагирования на ДТП и другие чрезвычайные происшествия ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», которая была запущена в промышленную эксплуатацию в 2015 году, а с 2017 года стала активно нарастать абонентская база.

Происшествий мы отмечаем много, в том числе, тяжелых. Система направляет информацию оператору, уже через 20 секунд сигнал передается в экстренные службы в случае необходимости их привлечения. Вызовы бывают различными: сообщают не только о ДТП, но и о плохом самочувствии, о нападении, звонки приходят и от свидетелей аварии… Конечно же, бывают и проверочные вызовы, и шутки. Но более 1000 спасенных жизней — такова на сегодня заслуга системы.

 

Какие новые сервисы и услуги на базе инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» оказались наиболее востребованными и почему?

Артем Климовский: Мы государственная компания и работаем в интересах страны. Поставленную перед нами задачу обеспечения экстренного реагирования при авариях АО «ГЛОНАСС» успешно решило. Вслед за этим началось развитие направления, повышающего уровень удобства и комфорта при движении по автомагистралям. Нашими дополнительными сервисами стал набор услуг «Помощь на дороге», которые могут понадобиться любому автовладельцу. Как правило, необходимы техническая помощь, подвоз топлива, эвакуация авто, устранение неисправностей, решение юридических проблем. Мы совместно с партнерами — сервис-провайдерами — оказываем эти услуги на всей территории России. Мы готовы помочь всем водителям, оказавшимся в трудной или нештатной ситуации. Приходилось вытаскивать из болот охотников и рыболовов, сервис востребован и в случае снежных заносов. Кроме того, не все хотят буксировать ТС, если закончилось топливо.

«Помощью на дороге» могут воспользоваться все автомобилисты, чьи машины оснащены «ЭРА-ГЛОНАСС». Также сервис входит в программу лояльности отдельных автопроизводителей. Есть ТС, владельцы которых могут пользоваться услугами бесплатно, например, Hyundai, Genesis ГАЗ, Mazda… Для автомобилей других марок сервис-провайдеры готовы предоставить услуги платно, но нам, АО «ГЛОНАСС», автовладелец в любом случае ничего не платит. Мы просто объединили в одной кнопке все автомобильные сервисы, а не только экстренные вызовы. И если заявитель запрашивает «Помощь на дороге» — направляем вызов нашим техническим партнерам.

Услугой уже воспользовались более 18 тыс. автомобилистов. Всего оснащено устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС» более 5,7 млн автомобилей, по программе лояльности автопроизводителей подключено свыше 500 тыс. транспортных средств, это почти 10%, что является хорошим показателем. Но нам есть к чему стремиться.

Мы хотим сделать поездку безопаснее и комфортнее, чтобы кнопка экстренного вызова воспринималась как помощница в любой сложной ситуации.

АО «ГЛОНАСС» объединяет вокруг себя крупнейших сервис-провайдеров и операторов связи, чтобы наши услуги были доступны повсеместно.

 

Расскажите о наиболее значимых и масштабных проектах, реализованных с использованием инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Какие задачи — для государства, бизнеса, граждан — удалось реализовать?

А.К.: Что касается решения поставленных государством задач, то одним из ярких примеров эффективности системы «ЭРА-ГЛОНАСС» стал проект по обеспечению безопасности перевозок в рамках Чемпионата мира по футболу — 2018. Правительство Российской Федерации наделило систему «ЭРА-ГЛОНАСС» статусом главного инструмента, вовлеченного в обслуживание ЧМ-2018. Это было масштабное оснащение трекерами с нашей сим-картой всех ТС, перевозивших болельщиков и участников соревнований. Порядка 20 тыс. автобусов за месяц были подключены к нашей системе, они совершили 337 тыс. рейсов и перевезли более 10 млн пассажиров. Система осуществляла контроль исполнения маршрутных заданий, маршрутных путевых листов и нарушений, сразу анализируя и передавая информацию в соответствующие ведомства. Мы успешно справились с этой сложнейшей задачей.

Самый свежий пример внедрения сервиса мониторинга и контроля для решения важных государственных задач — это участие АО «ГЛОНАСС» в эксперименте по обеспечению сквозного контроля холодовой цепи. Проект позволит перейти к полностью автоматизированному мониторингу перевозок скоропортящихся товаров и применить риск-ориентированный подход для контрольно-надзорных мероприятий при перемещении грузов. Мы способны обеспечить отслеживание условий транспортировки скоропорта и передавать информацию контролирующим инстанциям. А бизнес получает понятный, быстрый инструмент, минимизирующий вмешательство контрольных органов и сокращающий время перевозки. Это, как мы считаем, очень перспективное направление.

Бесшовный инструмент контроля также актуален для перевозки транзитных грузов. Это помогает обеспечить контроль местоположения, сохранность грузов и скорость доставки, что важно не только грузовладельцу, но и страховым компаниям.

М.К.: АО «ГЛОНАСС» сотрудничает со всеми федеральными ведомствами: Минтрансом, МЧС, Мипромторгом, Минэкономразвития, Минприроды и др. ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» становится составной частью национальных проектов.

Федеральный закон «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» №395-ФЗ предполагает обязательное использование составных частей системы для собственных создаваемых или эксплуатируемых информационных систем министерств и ведомств.

 

Какие направления развития системы планируются к реализации в ближайшей и долгосрочной перспективе?

А.К.: Отмечается все больший интерес со стороны коммерческих структур и госорганов к достоверной информации о ДТП. Мы готовы предоставить информацию, которая может помочь снизить риски аварийности.

Мы работаем над предоставлением событийной информации не только в экстренные оперативные службы, но и в ситуационные центры, обслуживающие автомобильные дороги, включая платные участки. Это дополнительно сократит время приезда аварийного комиссара к месту ДТП или поломки автомобиля — на скоростной дороге данный фактор крайне важен. Водителю в стрессовой ситуации, каковой является любая остановка на скоростной автомагистрали, проще и удобнее запросить помощь через кнопку SOS.

М.К.: Дальнейшее развитие системы мы видим в переходе от реагирования на происшествие к определению мест концентрации тяжелых ДТП. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет это сделать на основе накопленных обезличенных «больших данных» с максимальной точностью. И такая информация может быть использована ответственными структурами для принятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Второе направление развития системы, успешно реализуемое в течение нескольких лет, — это созданная на базе инфраструктуры ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» система мониторинга транспорта и грузов («АСМ ЭРА»). Она позволяет коммерческим и государственным транспортным компаниям осуществлять контроль за транспортировкой опасных, скоропортящихся, транзитных и других грузов, а также осуществлять управление транспортным парком.

Транспортная логистика — это сложный вопрос построения потоков, состоящих из тысяч транспортных средств. На решение логистических задач выделяется значительное финансирование, процесс идет, но пока у нас в стране он до конца не отлажен. Мы рассчитываем, что с помощью новых сервисов на основе «АСМ ЭРА» произойдет оптимизация логистических цепочек при мультимодальных перевозках.

 

Как организована работа контакт-центра, осуществляющего взаимодействие заявителей с экстренными оперативными службами и сервис-провайдерами? Как удается справляться с растущим количеством вызовов?

Роман Рулев: Контакт-центр – это «сердце» системы экстренного реагирования. Организованные в регионах России площадки фильтрующего контакт-центра обеспечивают обработку и фильтрацию экстренных вызовов, это так называемая первая линия обработки. Далее идет работа с вызовами, направляемыми в Системы-112 субъектов РФ либо в территориальные органы реагирования МВД России, а также линия сервисной поддержки и работа с информацией о мерах помощи.

Время приема вызова максимально оптимизируется, за этим следят наши специалисты по контролю качества. Если вызов произведен в автоматическом режиме, то оператору понятно, что произошло ДТП, и сигнал необходимо немедленно передать в оперативные службы. Работать с ручными вызовами (т.е. когда человек по своей инициативе нажал кнопку SOS) бывает сложнее, и времени на обработку может требоваться больше. Главной сложностью, на наш взгляд, является невозможность четко сформулировать проблему, по которой произведен экстренный вызов.

Ни один вызов не похож на другой, и случаи бывают разные. Бывают ситуации когда человек находится в состоянии стресса и не способен адекватно общаться с оператором. Не все понимают, как работает система, что необходимо спросить или сказать, чтобы минимизировать время диалога, а ведь основная задача нашего оператора состоит в определении факта необходимости привлечения оперативных служб. Это как раз 20 секунд.

Помощь нами оказывается в самых разных ситуациях. Каждый вызов уникален. Живой голос в ситуации стресса успокаивает, поэтому вряд ли есть смысл эту функцию роботизировать. Большинство наших операторов — это девушки, они, как правило, более стрессоустойчивы. Мы проводим тренинги, с сотрудниками работают психологи, но даже это не исключает фактора «профессионального выгорания». Оператор, отвечающий на экстренные вызовы, — это тяжелая работа, завязанная на постоянную стрессовую ситуацию, в которой необходимо максимально быстро сориентироваться и принять решение. Была даже попытка внедрить практику мониторинга основных жизненных показателей оператора для определения уровня стресса.

 

Как происходит обработка вызова? Каково сейчас количество подключенных автомобилей, количество вызовов?

Р.Р.: Спутниковые группировки ГЛОНАСС и GPS обеспечивают непрерывный сигнал, на основании которого установленные в автомобиле устройства (исключительно в случае экстренного вызова) определяют свое местоположение. Затем по сетям «большой четверки» (Tele2, МТС, Мегафон, Билайн) вызов поступает в систему «ЭРА-ГЛОНАСС», а далее в течение 20 секунд передается в службу 112 или в дежурные службы МВД.

При передаче вызова в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» вместе с информацией о местоположении автомобиля передаются дополнительные данные, необходимые для реагирования экстренных служб. Этот набор данных включает координаты автомобиля непосредственно при экстренном вызове, VIN-номер, тип используемого топлива, класс транспортного средства. Это позволяет экстренной службе принять решение о реагировании на экстренный вызов. Например, при отсутствии вербального контакта будет понятно, что авария случилась с пассажирским автобусом или с машиной, перевозящей опасный груз. Соответственно, экстренные службы смогут оказать своевременную помощь в необходимом объеме.

Само устройство вызова выполнено в защищенном корпусе, оно срабатывает при разных типах ударов. Устройство имеет встроенный аккумулятор, который на протяжении двух часов сможет поддерживать связь в автономном режиме. Устройство является частью транспортного средства, и это крайне важно знать всем владельцам и пользователям транспортных средств. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает непосредственно работу с экстренными вызовами, а за работу самого устройства отвечает автопроизводитель.

ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» сопряжена с Системой-112, которую создает и запускает на своей территории каждый субъект РФ. На сегодня она готова в 53 регионах. Там, где Система-112 пока не введена в промышленную эксплуатацию, вызовы направляются в территориальные органы МВД России, что увеличивает время передачи вызова.

Нагрузка на систему, безусловно, зависит от времени года, времени суток и дней недели. Самая высокая доля ДТП — в утренние часы.

Все новые ТС, выпущенные с января 2017 года или ввезенные на территорию нашей страны, оснащены устройствами вызова экстренных оперативных служб системы «ЭРА-ГЛОНАСС». На сегодня к системе подключены 5 722 407 автомобилей — это 11% от общего количества транспорта, зарегистрированного в Российской Федерации. К 2026 году мы будем иметь возможность помогать владельцам 35% зарегистрированных в стране автомобилей.

В первые годы работы системы преобладали ручные вызовы, сегодня наблюдается обратная картина. С первого января 2020 года доля автоматических вызовов выросла до 73%. Из общего количества вызовов (6 994 311) 83 553 были признаны истинными и потребовали помощи экстренных служб. Данные актуальны на 20.08.20 года.

Система уникальна, она вызывает большой интерес зарубежных партнеров, которые активно используют наш опыт, а мы им помогаем в создании собственных систем. Это как раз тот случай, когда российская ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» оказалась «впереди планеты всей». Мы были не первыми в разработке и создании требований к системе, но в части ее внедрения оказались впереди и очень динамично движемся вперед. В отличие от появившихся зарубежных аналогов, у нас система государственная, услуги конечному пользователю предоставляются бесплатно.

АО «ГЛОНАСС» реализует проект «Расширение зоны работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: от России к Евразии» в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации. Его цель — создание единого поля транспортной безопасности в Евразии посредством информационного взаимодействия ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с аналогичными зарубежными системами. В результате появится возможность оказывать оперативную помощь попавшим в аварию гражданам России, ЕС и ЕАЭС, независимо от того, в какой стране произошло ДТП. В настоящее время уже обеспечено информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с казахстанской ГАИС «ЭВАК» и финской системой eCall. Это даст возможность гражданам РФ, путешествующим на своих автомобилях по Европе, по Казахстану и иностранным авто-путешественникам, находящимся на территории России, чувствовать себя более защищенными.

 

С какими затруднениями организационного и технического характера наиболее часто сталкиваетесь вы как компания-оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС», и что является помехами на текущий момент?

А.К.: Внедрение инноваций всегда непростая задача, особенно создание такой значимой с точки зрения целей и масштабов системы. Достижению результата способствовало понимание необходимости внедрения системы на уровне государства. Мы были первой в мире страной, внедрившей в 2015 году систему вызова экстренных оперативных служб в масштабах государства. Причем с бесплатными для граждан услугами и лучшими параметрами надежности. В ЕС аналоги начали появляться только с 2017 года, они гармонизированы с нашей системой.

Бортовое устройство вызова (УВЭОС) является неотъемлемой частью ТС, и это определяется техническим регламентом Таможенного союза. Любое конструктивное изменение — это инвестиция, вложение средств, но автопроизводителям пришлось пойти на такой шаг. Работоспособность бортовых устройств тестировалась в рамках краш-тестов. Испытания шли довольно долго. Мы согласовали достаточный набор требований, это было непросто для всех участников процесса. Но в итоге мы выработали разумный компромисс между стоимостью интеграции оборудования и его влиянием на безопасность.

Цена — спасенные жизни, и даже одна жизнь оправдывает внедрение устройства. А теперь, когда мы осваиваем новые сервисы, жизнь автомобилиста становится не только более безопасной, но и более комфортной.

 

У системы есть механизмы, которые могут помочь с внедрением готовых решений, опробованных на практике, завязанных на понимание реальной логистики и транспортных потоков?

М.К.: «ЭРА-ГЛОНАСС» — это современная инфраструктура для создания интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Оборудованием, подключенным к ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и «АСМ ЭРА», будет оснащен весь общественный транспорт, автомобили экстренных служб.

Основное в ИТС — не датчики и не центр мониторинга, а создание сценариев развития событий и реагирования на них. Например: ломается автобус на линии, нужно срочно найти замену. Такого рода оперативная логистика, несомненно, важна для небольших городов. Они не имеют подменного парка общественного транспорта, а пассажиропоток необходимо обеспечивать своевременно.

А.К.: Внедрение ИТС утверждено Правительством РФ и входит в план реализации нацпроекта БКАД. Инструментарий есть, остаются вопросы построения гипотез, апробации тех или иных моделей. Пока эта задача не решена окончательно.

 

Каковы перспективы развития транспортной отрасли, причем самые дальние? Как, к примеру, вы оцениваете возможности и проблемы использования беспилотного транспорта?

М.К.: Мы, скорее всего, увидим революцию в транспортной отрасли, когда на смену водителям будут приходить сначала роботы. Можно будет добиться максимальной пропускной способности трасс, снизить аварийность.

Внедрение беспилотных ТС очень выгодно владельцам транспортных компаний. В КНР уже готовы запускать грузовые автопоезда, в которых водитель будет находиться только в первой машине. Например, есть проект «Приморье 2» — это дорога длиной около 180 км, предназначенная только для беспилотных автомобилей, которая будет круглосуточно пропускать грузовые беспилотные автопоезда. Инфраструктуру для беспилотного проезда разрабатывает российская сторона.

В целом, тренды для беспилотников сложились. Системы делятся на несколько категорий, самая простая дает возможность водителю отпустить руль при движении по автомагистрали, в нее также входят такие привычные вещи, как парктроники, камеры заднего вида, системы безопасности, слежение за полосой и помехами. В конечном итоге, при развитии всех систем автомобиль должен стать полностью беспилотным. Но законодательство во всем мире пока не готово к эксплуатации такого вида транспорта. Хотя многие продвинутые корпорации уже имеют готовые решения и могут                                                               обеспечить беспилотное передвижение автомобиля соответствующими сервисами. Главным вопросом остается то, кто несет ответственность при возникновении аварийной ситуации? Будет ли ответственной корпорация, которая выпустила авто?

Весь смысл в том, чтобы беспилотный автомобиль свободно двигался по дорогам общего пользования. Это уже реализовано. Автомобиль позиционирует себя с точностью 20-30 см даже без связи. Концепт дает связь машина-машина, машина-инфраструктура, далее информация локализуется в пространстве. Автомобиль знает карту местности, у него есть система оповещения.

Разумеется, беспилотный автомобиль должен быть встроен в интеллектуальные транспортные системы. Город должен быть оборудован ИТС, в условиях плотного движения беспилотники тоже будут в эти системы интегрированы.

Если встречаются несколько ТС, должна срабатывать система распознавания. Даже на дорогах с низкой интенсивностью движения автомобиль видит инфраструктуру, определяет себя по спутниковой навигации, по трехмерной картографии, а на перекрестках должна срабатывать система ближней радиосвязи, определяющая приоритетность проезда ТС. Есть вопрос со знаками, которые могут быть скрыты по ряду причин: погодные условия, ветви дерева, повреждение при ДТП. Проблему легко решить при применении меток, которые смогут считывать системы машины.

Многое в беспилотный транспорт приходит из авиации, где давно стоят различные системы распознавания. Они работают довольно эффективно. Однако возникают новые риски: например, известны случаи хакерских атак на управляемые в автоматическом режиме суда. Информационная безопасность для автомобилей — это формирующаяся отрасль, которая возникает вместе с развитием как ИТС, так и «интеллекта» самих машин.

В отдаленной перспективе большая часть людей, особенно в городах, перейдет на автопилот. Такой транспорт будет экономить время и силы. Но самое главное — появится точное прогнозирование транспортного потока, его будет считывать автоматическая система управления ТС, строя маршрут движения.

А.К.: Транспортные потоки переформатируются уже сейчас, мы хорошо видим это на примере Москвы, где при сужении проезжей части на многих центральных улицах движение улучшилось.

М.К.: При внедрении автоматизации процесс пойдет еще быстрее, так как компьютер будет делать это эффективнее человека. Возможно, в будущем появятся ограничения на владение личным ТС.

А.К.: Скорее всего, личный автомобиль в горизонте 15-20 лет станет просто неэффективным как с финансовой, так и с правовой точки зрения. Ценность владения им будет снижаться вместе с полезностью. Будет теряться идентичность автобренда. Все будет унифицировано до оптимальной белой транспортной капсулы. Но для тех, кто живет в удалении от городов или городских агломераций: владение автомобилем и управление им актуальности не утратит. Там, вероятно, беспилотные сервисы возникнут не так быстро. В России много сельских районов, у нас широкая география.

В городах появятся беспилотные такси. Возникнут автомагистрали, на которые не будут допускаться управляемые человеком автомобили — по параметрам безопасности, с учетом скоростных характеристик и интенсивности движения. Человеку на такой трассе может не хватить времени реакции.

Возникает также вопрос: как быть с профессиональными водителями? Но давайте вспомним, что сто лет назад исчезали казавшиеся вечными профессии кучера, конюха, шорника… Мир просто меняется. Возможно, появятся операционные, ситуационные центры по управлению и контролю транспортных потоков, и люди из водителей переквалифицируются в операторов. Будет практиковаться удаленное пилотирование, в том числе сопровождение колонн грузовиков. Кроме того, любая техника нуждается в обслуживании. Люди обязательно найдут применение своим компетенциям и в мире беспилотного автотранспорта.

До сих пор не решен вопрос, где будет находиться центр компетенций, центр принятия решений. Одни говорят, что машина сама все может делать, и никакая инфраструктура ей не нужна. Другие придерживаются того, что нужен внешний центр компетенции, с которым автомобиль должен обмениваться информацией. И что наличие такого центра создаст гармоничную цепочку принятия решений, позволит определить ответственность при возникновении нештатных ситуаций. Но человеческий фактор — это всегда зона риска.

М.К.: В любом случае беспилотный транспорт — это наше будущее.

 

Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее — система) — федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (далее — сигналы ГЛОНАСС) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 №235-ФЗ)

Во всем мире требования к устройствам вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) и их функционированию регламентированы на уровне Правил ООН. На территории стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) эти требования были детализированы в 2011 году с принятием Евразийской экономической комиссией Технического регламента Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств») и обязательны для всех стран союза.

Требования гармонизированы с аналогичными требованиями, принятыми позже Европейским союзом. Поэтому автомобили, поставляемые в Россию, Казахстан, другие страны ЕАЭС и в европейские страны содержат аналогичные устройства УВЭОС. Благодаря этому стало возможным и реализуется сопряжение российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС», казахстанской «ЭВАК» и их европейских аналогов (систем eCall) с целью взаимного оказания помощи автовладельцам при авариях на территории других стран. АО «ГЛОНАСС» участвует в разработке аналогичных «ЭРА-ГЛОНАСС» систем и в других странах.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *